Следить за новостями:

RSS

Интервью министра финансов Свердловской области Константина Колтонюка «Областной Газете»

Константин Колтонюк: «Госучреждения задумаются о качестве услуг»

1 января 2012 года для областных и муниципальных учреждений Свердловской области начнется новый временной отчет: 83 федеральный закон окончательно разделит их на «казенные», «бюджетные» и «автономные».

Реализация этого закона и все сопутствующие этому подготовительные мероприятия проходят в нашей области с прошлого года. О том, на каком этапе эта реформа сейчас, как она отразится на работе госучреждений и чего ждать от нее рядовому жителю Среднего Урала – разговор с министром финансов Свердловской области Константином Колтонюком.

Константин Александрович, давайте начнем с «азов»: чем отличаются друг от друга казенные, бюджетные и автономные учреждения и чем руководствуются, делая выбор между ними?

Казенные учреждения ( детские дома, коррекционные школы и т.п.) Будут финансироваться за счет средств бюджета – на основании бюджетной сметы и, соответственно, ограничены в возможности проявления инициативы ( распоряжение имуществом, денежными средствами ). Проще говоря, их деятельность в связи с реформой практически не изменится. Критерий выбора – такое учреждение никогда «не выйдет в рынок».

Бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидий, полученные доходы останутся в их распоряжении. Бюджетное учреждение должно работать в основных сферах, где государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

Автономных учреждений в Свердловской области будет немного. Ведь основное требование — имущества, в том числе и денежных средств, закрепляемых за АУ при его создании, должно быть достаточно для возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у учреждения до изменения его типа. Автономные учреждения избавляются от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам.

В чем предпосылки этой реформы и какие цели, благодаря ее реализации, могут быть достигнуты?

Наверное вы, как и любой другой гражданин, не всегда довольны качеством государственных услуг. Когда люди ругают, причем, чаще обоснованно, «неповоротливость» и «неэффективность» госучреждений, то вряд ли понимают, в чем причины сложившейся ситуации. Одна из основных причин – сметное финансирование, когда выделение денег учреждению никак не привязано к результатам его деятельности. Таким образом стимулы и мотивация к повышению качества работы – отсутствуют, нет прозрачности стандартов услуг, платных услуг становится все больше, так как нет никакой определенности в объеме государственных гарантий.

Новый федеральный закон поставил цель – повысить качество, доступность и эффективность госуслуг, уходя от сметного финансирования и переходя на финансирование в форме субсидий. На условиях сметного финансирования будут работать только казенные учреждения.

Схема, по которой будут работать бюджетные учреждения ( а таковых ожидается большинство), следующая: учреждению утверждается перечень услуг, платные услуги они планируют сами. Формируется государственное задание, где четко прописываются все показатели качества услуг. На основе госзадания из областного бюджета выделяются субсидии, распоряжаться которыми можно более свободно. Скажем, нужно предприятию пригласить на работу новых сотрудников или купить необходимые материалы, — пожалуйста. Но и ответственность руководителей за качество услуг и их соответствие стандартам – повысится в разы. То есть жизнь заставит руководителей бюджетных и, тем более, автономных учреждений, задуматься о качестве своих услуг.

А не заставит ли такой подход госучреждениям и вовсе переориентироваться на платные услуги?

Нет, в госзадании, на основании которого и выделяются субсидии, четко прописан перечень услуг, который оказывается за счет бюджета. В законе также прописана публичная отчетность за каждую бюджетную копейку. Если госзадание будет выполняться некачественно, руководитель учреждения несет за это полную ответственность. Одно из «наказаний» — уменьшение объема субсидий.

Рассмотрим эту ситуацию на примере сферы образования, где, по предварительным данным, 142 учреждения будут казенными. Речь идет о специальных коррекционных школах, детских домах, вечерних и образовательных учреждений для детей с девиантным поведением. Для таких учреждений вообще ничего не изменится. Что касается общего и дошкольного образования, то учредитель ОБЯЗАН профинансировать его полностью и все услуги в рамках основной программы как были бесплатными, так бесплатными и останутся. Что касается платных услуг, то они могут оказываться только сверх установленного госзаказом норматива, будут предоставляться на законной основе, с прозрачной отчетностью, а не как сейчас – «мимо кассы». Хочется отметить, что в новых условиях у работников учреждений не будет сокращения фонда оплаты труда, скорее, ожидается его увеличение, ведь бюджетные и автономные учреждения получат реальную возможность направлять дополнительные доходы на повышение зарплат.

На каком этапе сегодня идет подготовка этой реформы в Свердловской области? В чем вы видите проблемы?

На сегодняшний день Минфином и Мингосимущества принято порядка 20 нормативно-правовых актов и внесены изменения в региональное законодательство, регламентирующее организацию учреждений новых типов. То есть все областные ведомства имеют законодательную основу и четкие методические рекомендации пошагового реформирования. Вносятся изменения в уставы бюджетных и автономных учреждений. Проводятся организационные встречи с руководителями ведомств, муниципальных образований, где уточняются выполнение планов и даются рекомендации по подготовке государственных заданий. К сожалению, еще не все ведомства прочувствовали всю меру предстоящей ответственности и поняли тонкости нового закона. Но, к счастью, у нас еще есть достаточно времени, чтобы снять эти проблемы.

Константин Александрович, как вы считаете, сможет ли такой непростой процесс реформирования оказаться «незаметным» для обычного человека?

Для нас это – одна из важнейших задач. Поэтому областной Минфин выступил с предложением выбрать в каждой отрасли несколько учреждений, которые станут «пилотными» и приступят к работе по-новому уже с июля этого года. Таким образом мы сможем «прорепитировать» всю технологию этого перехода и, к началу бюджетного процесса на 2012 год четко понимать все особенности его планирования. Кроме того, мы, совместно с Мингосимущества, ведем активную разъяснительную работу, на сайтах министерств собраны все необходимые методические рекомендации, в ежедневном режиме проходят встречи с руководителями ведомств. Ближе к лету мы планируем открыть и «горячие линии».

Врезка: Сегодня в Свердловской области 4 тысячи только муниципальных учреждений. По предварительным данным, 36% из них планируют остаться казенными, 56% — бюджетными, 4% — автономными, 4% — пока не определились с выбором.

Интервью опубликовано в «Областной газете» 13 апреля 2011 г.

14 апреля 2011

министр финансов, интервью

Назад к спискуНазад к списку


100 лет Министерству финансов Свердловской области
Системе финансов Свердловской области 100 лет
Открытый бюджет Свердловской области
Единый портал бюджетной системы Свердловской области
Бюджет для граждан
Основные параметры бюджета на очередной финансовый год и плановый период
Бюджет
Закон об областном бюджете, исполнение областного бюджета и другие документы
Избирательная комиссия Свердловской области
10 сентября 2017 года состоятся выборы Губернатора Свердловской области
Счетная палата Свердловской области
Официальный сайт Счетной палаты Свердловской области
Сообщество финансистов России
Сообщество финансистов России
Бюджетный кодекс: методология, практика, новая редакция
Бюджетный кодекс: методология, практика, новая редакция
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Информация по государственным программам Свердловской области
Информация по государственным программам Свердловской области
Министерство финансов РФ
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Социальная поддержка инвалидов
Вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности и предоставления услуг для инвалидов
Федеральное казначейство
Официальный сайт Казначейства России.
Защита прав потребителей Свердловской области
Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям).
Бесплатная юридическая помощь
"Бесплатная юридическая помощь" на официальном сайте Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области.
Памятка о действиях граждан при установлении уровней террористической опасности
.
Электронная приемная Правительства Свердловской области
Электронная приемная Правительства Свердловской области
"Работа в России"
Общероссийская база вакансий "Работа в России"
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области

 
Яндекс.Метрика